ЧЕЛОВЕК–ДВИГАТЕЛЬ / Новости Красноярского Края

ЧЕЛОВЕК–ДВИГАТЕЛЬ

О таких, как Архип Люлька, говорят: «Судьба выстелила перед ним рушничок». Простой крестьянский парень, украинец с Надросья стал генеральным конструктором советской авиатехники, профессором, академиком, изобретателем турбореактивного двигателя, лауреатом самых высоких государственных премий, кавалером многочисленных орденов, Героем труда. А его имя вошло в перечень самых выдающихся деятелей мировой научной мысли.

Простой И загадочный...

Он родился в селе Саварка Богуславского района на Киевщине. Отец Архипа Люльки, Михаил Иванович, вернувшись с русско–японской войны, женился на вдове, которая уже имела пятерых детей. А потом и свои появились. Архип был четвертым — самым младшим. Начальное образование мальчик получил в сельской семилетней школе, а после ее окончания еще два года учился в техническом училище в Белой Церкви.

Люлька с особой теплотой вспоминал своего первого педагога по математике Михаила Кравчука, который и привил парню любовь к точным наукам. Позже Михаил Филиппович преподавал в Киевской политехнике. В 1927 году Люлька–первокурсник даже жил у своего учителя на квартире, пока не имел стипендии и не мог снять хотя бы угол для проживания. 1939 года академика Кравчука арестовали, а в 1942–м он погиб на Колыме. И именно Архип Люлька материально поддержал родных репрессированного академика, которых выкинули из квартиры как «семью врага народа».

По окончании института он уезжает в Харьков, где принимает участие в исследовании паровых турбин на мощном тогда турбинном заводе. На начало 30–х годов в Советском Союзе приходится развертывания поисковых работ в области новых силовых установок для авиации. Поскольку скорости тогдашних военных самолетов приблизились до пятисот километров в час, встал вопрос о новые двигатели. Поршневой, к сожалению, имел недостаток — его мощность не зависит от скорости полета. Поэтому увеличение скорости полета требовало и повышения общей мощности, а следовательно, и веса двигателей.

Люлька начал работать в Харьковском авиационном институте над исследованием применения в авиации паровой и газовой турбин. После длительных экспериментальных, конструкторских и расчетных работ выбор пал на создание турбореактивного газового двигателя, который расценили как наиболее перспективный тип силовой установки для скоростного самолета.

Не пер, но...

Новый турбореактивный двигатель, предложенный молодым инженером, изменил лицо авиации. В 1936 году Люлька научно обосновал целесообразность и возможности создания ТРД при использовании существующих жаростойких сплавов. Тогда его выводы не вызвали особого энтузиазма среди коллег. Наконец он подался в Ленинград, где в конструкторском бюро при Кировском заводе разрабатывали парогазотурбінні установки для самолетов.

Осенью 1940 года рабочее проектирование было завершено, а в июне 1941 года двигатель РД–1 наметился в металле. 1941–й временно приостановил работы Архипа Люльки. Замкнулась вражеская осада города на Неве. Конструктор получил приказ: проект двигателя, всю техническую документацию надежно спрятать, а самому вылететь на Урал. Зимой 1942 года Люлька решается на рискованный полет в Ленинград, чтобы вывезти проект двигателя РД–1. Однако время было упущено. На фронтах появились немецкие истребители «Мессершмидта–262», которые имели скорость 860 километров в час.А он же еще в 1937 году предлагал довести ее до девятисот.

И уже в мае 1945 года такой двигатель — С–18, более совершенный, чем предыдущий, было испытано. По своим показателям (его тяга на взлете составляла 1350 кг) он превосходил немецкие MO–004 и BMW–003. Похожую схему параллельно разрабатывал также англичанин Франкл Уитли. Кстати, капитан Уитли благодаря своему изобретению стал пэром Англии.

Украинский мечтатель

Ему удалось сделать ряд найдетальніших предсказаний относительно путей развития «энергетики» будущих летательных аппаратов. Кажется, он интуитивно чувствовал, чего стоит это непростое и тонкое дело — создание новой силовой установки для самолета. Чтобы новые идеи, заложенные в разработку авиационного двигателя, заработали, надо было вложить не год и не два напряженного труда, а долгих семь–восемь лет. Чтобы построить новую ракету — десять–двенадцать.

Архип Люлька считал, что возможности улучшения характеристик турбореактивных двигателей, работающих на традиционном топливе, в последующие два–три десятилетия исчерпают себя. Далее будут создаваться установки, которые будут работать на новом топливе. Одно из самых перспективных — водород. Пока его используют только в ракетных установках. В частности, для полетов человека на Луну по американской программе «Аполлон» было использовано ракетоносители с водородными двигателями.

Такое топливо имеет ряд преимуществ перед органическими. Тепловая способность водорода примерно в два с половиной раза выше. Главный продукт сгорания здесь — водяной пар, экологически безопасна для природы. Запасы же водорода на Земле практически безграничны, ведь его можно получать из воды. К тому же водород менее опасен, чем традиционные топлива.

Однако у водорода есть и существенные недостатки — он существует при температуре -253° С. Следовательно, хранить и транспортировать его можно только надлежаще изолированным. Но верится говорил Архип Люлька, что в следующие пятьдесят лет эти трудности удастся преодолеть. В частности, используя твердый водород повышенной плотности за счет сжатия. И на гиперзвуковых лайнерах будут устанавливать прямоточные воздушно–реактивные водородные двигатели.

Он считал, что не стоит обходить вниманием и ядерное топливо, которое уже успешно и широко использовалось в силовых установках морских судов. Надо учитывать, что при одной и той же мощности авиационный двигатель будет значительно тяжелее, чем установка, работающая на химическом топливе. Но это компенсируется тем, что на самолете с атомным двигателем не надо иметь огромных емкостей с топливом. Понятное дело — первыми самолетами с двигателями на ядерном топливе станут тяжелые транспортные гиганты с большой дальностью полета. Он искренне верил в это... Но планы «украинского мечтателя» выпадет воплощать уже нашим внукам...

За такое отправляли в лагеря

Коллег — московских ученых и «технарей» — удивляла не только искренняя украинский язык Архипа Михайловича. Немногих «приближенных» поражали книги на полках в квартире конструктора: «История Украины» Михаила Грушевского «История украинского народа» Александры Ефименко, двухтомник Дмитрия Яворницкого «Запорожье в остатках старины и преданиях народа», многотомное издание произведений Владимира Винниченко... Добрая тысяча томов украинистики, специально заказанный портрет Шевченко, кроме этого, фото Михаила Кравчука. Такой «набор» в середине 60–х невольно вызвал соответствующую реакцию — «ступор»!Все знали — в Украине за такое отправляют в мордовские лагеря ...

Ему нередко забрасывали «украинский буржуазный национализм». А он с улыбкой отвечал: люди добрые, я люблю Россию, своим трудом ее никогда не подведу. Но позвольте мне Украину любить сильнее! И рассказывал, как делился с ним Максим Рыльский воспоминаниями о своей дружбе с выдающимся украинским певцом Иваном Козловским. Побывать на втором этаже дома маэстро удостоились лишь трое — Александр Довженко, Андрей Малышко и Максим Рыльский. Больше никому Козловский не доверился показать свое сокровенное: на всю стену — изображение распятого Христа.

...У Ивана Драча есть такие строки: «Люлька привыкла к группе, ибо казацкая душа...» Они нравились генеральному конструктору, и он часто сокрушался: «За что же только ругают Драча... Неужели в ЦК — одни оболтусы... Не понимают, что у Ивана — талант от Бога...» Увлекался также поэзией Николая Винграновского...

Верной подругой жизни Архипа Люльки стала его односельчанка Галина Процак, с которой его связало еще юное школьную любовь. Наследовали дело отца и дети — сыновья Вячеслав и Владимир, дочь Лариса, которые стали учеными.

На склоне лет Люлька сменил традиционное место отдыха. Вместо сочинских курортов выбрал Пущу–Водицу под Киевом. Чувствовал, что годы зрелости должны пройти именно на родной земле. Знал: лишь эта земля способна подарить ему главное — веру в себя. Умер выдающийся конструктор 1 июня 1984 года.

уличная спортивная площадка

Copyright © . All Rights Reserved