НЕЗАБЫТАЯ КУБАНЬ

90ту годовщину провозглашения Кубанской Народной Республики в Украине отметили «без лишнего пафоса». В Краснодарском крае эту дату вообще не упоминали. Вероятно, на Кубани о ней знают меньше людей, чем в Киеве. Ведь от таких дат «попахивает сепаратизмом». Еще полвека назад этнические украинцы составляли большинство населения этого края.

Край на крови «Стране крови» когда-посетовал Кубань французский географ Элизе Реклю. Не было на этой земле, пожалуй, места, где не всоталася бы пролита кровь, где не лежали бы кости людей, которые боролись за право владеть этой, на первый взгляд, самой благодатной землей. Суждено приобщиться к такой борьбе и нашим соотечественникам. После того как Российская империя завоевала Северный Кавказ, царица Екатерина II в 1792 году своей грамотой подарила эту землю запорожцам. Украинцы вытеснили отсюда исконные племена горцев.Украинские козакичорноморці (именно так их называли до 1860 года) заселили преимущественно западную часть края — Кубань, где основали столицу Екатеринодар, а юг и восток заняли выходцы из донских станиц — этнические русские.

Украинская государственность (УНР и позже УССР) дала надежду кубанцам. Профессор Станислав Кульчицкий пишет, что в 1920ті года харьковский компартійнорадянський центр просил у Москвы присоединить к нему соседние земли, заселенные преимущественно украинцами. Перепись 1926 года показал, что украинцы составляли 49,2 процента от общего населения Кубани, на несколько процентов больше, чем россияне. В некоторых районах украинцев было до 90 процентов!В мае 1927 года тогдашний генсек Лазарь Каганович счел нужным просить ЦК ВКП(б) «образовать специальную комиссию» для «присоединения Украины приграничных районов с большинством украинского населения». Впрочем, отмечает Станислав Кульчицкий, Сталин реагировал на строку из гимна УНР, в котором назывались этнографические границы Украины («от Сяна до Дона»), как бык на красное. Поэтому ограничились украинизацией. В декабре 1928 года крайком утвердил трехлетний план украинизации 37 районов Кубани.Создали Северокавказский украинский научноисследовательский институт, где, среди прочего, заключали учебники для украинских школ, которых на Кубани действовало более 300.

Украинцы, казаки и русские Как пишет Станислав Кульчицкий, во время Всесоюзной переписи населения 1939 года работникам статистических органов дали инструкции: записывать всех коренных жителей россиянами. Украинцами признавались лишь те, кто приехал с Украины. Таких оказалось 4,3 процента. Правда, даже в 1940-украинский язык можно было услышать в любой из станиц западной части края. Накануне распада Советского Союза, согласно официальной статистике, украинцев на Кубани было каких-то два процента. После последней переписи в Российской Федерации цифра уменьшилась. Теперь украинцы уступают даже армянам.Большинство украинцев Кубани называют себя «казаками», эту же «самоназвание» указывают и во время переписей. Однако официальная российская власть не признает такой национальности, поэтому и записывает всех казаков как «русских». Председатель Украинской культурной автономии юга Российской Федерации Игорь Жуга конце 2006го заявил, что коренные украинцы составляют сегодня примерно 60 процентов населения Кубани. И что у абсолютного большинства коренных украинцев Кубани (казаков) откровенная негативная реакция на название «русские», которую им пытается навязать власть.

По словам главного атамана Обычаев общины украинского казачества Евгения Петренко, на Кубани сегодня есть три украинские организации: Общество украинцев Кубани, которое возглавляет Николай Сергиенко, общество, что занимается нашими работниками, и краевая общественная организация «Содружество Кубань—Украина» при Краснодарском институте культуры. Однако на Кубани нет ни одной украинской школы, и даже уроков украинского языка. Зато местная власть ввела курс «черноморской говора» как диалекта русского языка.1998 года вышла в свет программа курса «Украинская литература Кубани», составленная известным филологом, кандидатом педагогических наук Вадимом Оліфіренком, и его же хрестоматия по украинской литературе «Казак Мамай», по которой в некоторых школах Кубани проводятся уроки «кубанского говора». Скажем, после изучения «Энеиды» Котляревского составитель советует провести с девятиклассниками урок внеклассного чтения по поэме кубанского писателя Якова Мішковського «Харко, запорожский кошевой» — о переселении запорожцев на кубанские земли из разрушенной Сечи в конце ХVIII века.Впрочем единственный украиноязычный тамошний журнал «Вестник Общества украинской культуры Кубани» выходит тиражом лишь в 300 экземпляров.

Пропавшие регалии В 2006 году из американского Музея кубанского казачества (город Ховелл, штат НьюДжерсі) странные молодые люди похитили казацкие регалии. Среди них — дарственную грамоту Екатерины II казакам на владение кубанскими землями. 1918 года последний атаман Кубанского казачества перевез достопримечательности Сечевой суток и кубанского казачества в Белград. Дарственная грамота Екатерины сохранялась там до 1944 года. А затем они перевезли в Германию (где они оказались в американской зоне оккупации) и в США, где создали в Ховеллі музей для их сохранения.

Во время кражи оказалось, что нынешнее кубанское казачество является действенным орудием в руках кремлевской власти. Перед этим губернатор Кубани Алексей Ткачев и атаман Кубанского казачества Владимир Громов просили американцев передать коллекцию России. Атаман Американского казачества Сергей Цапенко предлагал поделить коллекцию по справедливости: сечевые регалии передать Украине, а кубанские — России. А потом было ограбление, и якобы переправке достопримечательностей в Москву. Хотя американцы сообщали, что регалии заблокированы в генконсульстве РФ в нью-йорке. Вскоре памятники «всплыли»... в Краснодаре!Там им была посвящена выставка. Но, похоже, «лавры героя» так натомили атамана, что в конце 2007 года Громов был вынужден уйти со своего поста, а его место занял Николай Долуда.

Спасение утопающих... Сами казаки говорят, что со времен получения Украиной независимости украинского на Кубани стало еще меньше, чем было при советской власти. Поскольку Кубань — стратегический плацдарм России, все, что так или иначе связано с Украиной, там, мягко говоря, не желателен. Можно сколько угодно упрекать украинской власти, что она напрочь забыла о наших братьев не только на Кубани. Впрочем это не снимает ответственности и с наших так называемых націоналпатріотів.В тот момент, когда Россия пыталась дестабилизировать ситуацию в Крыму, некоторые наши «патриотические» силы вместо адекватно ответить россиянам, напомнив им о геноциде украинцев Кубани, ограничивались лишь декларативными лозунгами вроде «Долой черноморский флот РФ из Севастополя!».

Впрочем попытки помочь своим собратьям на Кубани некоторые украинские активисты всетаки делают. Правда, не систематически, а стихийно. Время от времени появляются публикации на кубанскую тематику. Вышли в свет «Кубанская Украина» Рената Полевого и «Очерки по истории Кубани» Романа Коваля. По словам Евгения Петренко, украинцы с Кубани хотят создать Кубанскую общину в нашем государстве.Одно из українокубанських обществ наделало много шума: это общественный комитет «Кубань с Украиной», созданный в конце 2006 года в Киеве по инициативе ряда общественных деятелей и журналистов (среди которых — член Молодежного Националистического Конгресса Сергей Пархоменко и редактор журнала «Музеи Украины» Виктор Тригуб). Именно его активисты информировали общественность через СМИ о похищении казачьих регалий в Ховеллі, освещали историю национальновизвольних соревнований на Кубани 1917-1920 годов.

По словам координатора комитета Сергея Пархоменко, «Кубань с Украиной» ставит цель привлечь внимание общественности к проблеме украинской диаспоры Кубани. «Мы выступаем за то, чтобы наша официальная власть наконец начала оказывать какую-то поддержку украинцам Краснодарского края, которые на грани выживания. У нас это почти никого не беспокоит, наши политики и дальше занимаются несуществующими в действительности проблемами русскоязычного населения Украины», — отметил господин Пархоменко.Он подчеркнул, что при такой международной ситуации Украина может потребовать от России создания національнокультурної автономии для украинцев Краснодарского края. «Мы не рассчитываем на повторение «косовского сценария» на Кубани, мы не требуем проводить плебисцит о независимости Краснодарского края или присоединения его к Украине. Но мы будем требовать, чтобы российская власть обеспечила право украинцев Кубани на культурную автономию».

деревянные звукоизоляционные двери

Copyright © . All Rights Reserved