Рынок автомобилей класса люкс сталкивается с трудностями в Индии
В Индии проживает более 200 000 миллионеров и около сотни миллиардеров. Но эти цифры вряд ли свидетельствуют об автомобильной индустрии класса люкс в стране. На самом деле, они совершенно противоположны. В прошлом году в стране было продано всего 21 400 автомобилей класса люкс. "Это число должно быть в 10 раз больше", - говорит Мартин Швенк, управляющий директор и генеральный директор Mercedes-Benz India. Эти 21 000 с лишним автомобилей не только представляют собой 37-процентное снижение по сравнению с 2019 годом, но и составляют менее 1 процента от общего объема автомобильного рынка (в Китае этот показатель составляет 13 процентов). Для таких марок, как Mercedes-Benz, Porsche, Bentley и других, эта доля остается неизменной на протяжении последних пяти лет. По отраслевым оценкам, потребуется еще около двух лет, чтобы продажи достигли допандемического уровня в 35 000-40 000 единиц в год.
Шарад Агарвал, глава Lamborghini India, говорит прямо: "Рост в сегменте суперлюкс будет выглядеть меньше, чем в целом по отрасли легковых автомобилей. Нельзя сказать, что спрос на этот сегмент зашкаливает. Правильный способ взглянуть на то, как развивается сегмент, - это посмотреть на 2019 год и начать смотреть на 2021 год, а 2020 год рассматривать как отклонение".
Даже при таком подходе цифры не внушают оптимизма. Возьмем, к примеру, MercedesBenz. Индийский производитель автомобилей класса люкс No1 продал 4 857 единиц в первой половине 2021 года. Это на 39% больше, чем 2 948 единиц, проданных в первом полугодии 2020 года, но на 13% меньше, чем 5 500 единиц в первом полугодии 2019 года.
Таким образом, до восстановления роста предстоит долгий путь, говорят эксперты. "Пассажирские автомобили массового сегмента показали самые высокие продажи в третьем и четвертом кварталах прошлого финансового года. Но это не относится к сегменту автомобилей класса люкс. Они все еще растут, но на низкой базе. Ожидается, что в текущем календарном году их рост составит 30 процентов, но до прежних пиков им еще далеко", - говорит Ашиш Модани, вице-президент ICRA Ratings. По данным исследовательской компании Mordor Intelligence, в ближайшие пять лет этот показатель снизится до 15-20 процентов в годовом исчислении.
Производители автомобилей класса люкс делают ставку на растущее число людей, таких как миллениалы, которые не только хотят, но и могут позволить себе раскошелиться на шикарные автомобили. Более того, многие из этих потенциальных покупателей - жители небольших городов и поселков. Именно эта история роста Индии привлекает мировых автопроизводителей.
Lamborghini, например, ожидает, что через 2-3 года Индия войдет в число 15 крупнейших рынков. "Индия не входит в десятку наших крупнейших рынков. Несмотря на это, она является одним из наших стратегических рынков с точки зрения будущего роста объемов", - говорит Агарвал. Пик продаж итальянского производителя суперкаров пришелся на 2019 год - 52 автомобиля, что составляет едва ли 1 процент от общемировых объемов. Хотя он ожидает, что 2021 год станет еще одним рекордным годом для Lamborghini в Индии, он по-прежнему не склонен называть это ростом. "В Индии объемы роста не отражают истинный потенциал рынка. Есть вещи, находящиеся под нашим контролем, а есть внешние факторы, такие как рост экономики, игра макроэкономических переменных, обменный курс, инфляция, поддержка сегмента правительством путем последовательности в налогообложении и политике, развитие дорожной инфраструктуры и т.д.", - говорит Агарвал. "Мы хотим правильно делать то, что находится под нашим контролем".
Эти внешние факторы могут помешать долгосрочному росту отрасли. Кроме того, нехватка полупроводников, используемых в автомобилях для навигационных и информационно-развлекательных систем, среди прочих функций, может помешать росту в ближайшей перспективе. Но пока эти опасения омрачают их горизонт, производители автомобилей класса люкс сосредоточены на восстановлении после закрытия рынка.
Производители автомобилей класса люкс говорят о V-образном восстановлении продаж после прекращения блокировок после второй волны Covid-19 в этом году. Например, в августе этого года продажи автомобилей класса люкс почти удвоились по сравнению с прошлым годом, отмечает Винкеш Гулати, президент Федерации ассоциаций автомобильных дилеров, которая представляет индийских автодилеров. "Этот сегмент предназначен для той категории людей, которые имеют располагаемый доход в 1-2 кроны рупий. Деньги для них не проблема. Им не нужно думать об экономии на здравоохранении, как другим". В связи с пандемией у этих покупателей увеличились сбережения, - говорит Гулати. И эти сбережения превращаются в покупки".
Восстановление Mercedes-Benz после второй волны было гораздо более активным, чем после первой, говорит Швенк. "В сентябре прошлого года у нас был пик Covid-19, а к ноябрю бизнес был относительно стабильным. Но в этом году, несмотря на то, что кризис здоровья был сильнее в апреле и мае, мы вернулись очень сильными. Вторая волна оказала гораздо большее влияние на человека и систему здравоохранения, но влияние на бизнес было меньше", - говорит он. "Экономика в целом не потерпела крах, как это было во время первой волны".