ЗА НЕБО ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО...

Новая премьера шевченковцев позволила предположить, что факт существования в нас единого театрального пространства — таки не пустой звук. Донецкий режиссер Андрей Бакиров вместе с киевским драматургом Марией Ладо и харьковским «Березолем» создали действительно очень простую, но актуальную спектакль. Господин Багиров год назад в этом же театре поставил спектакль «Закон» по произведению Владимира Винниченко. «Чем дольше живешь, — говорил он тогда, — тем больше понимаешь Канта, которого удивляли две вещи: звездное небо над головой и нравственный закон внутри себя самого».

«Очень простая история» — тоже про небо, которое изо всех сил пытался приблизить к земле неожиданно странный ангел. Странный не потому, что до своего окрыления жил в теле хоть и добродушной, однако обыкновенной Свиньи. А потому, что в какой-то странный способ превратился... на лектора небесной канцелярии, который минут за сорок по пунктам выдал весь свод Божьих законов. От такой морализаторском атаки душа должна затрепетать от страха или, например, заплакать от радости, но она почему-то коварно молчала.Возможно, помешала трагическая комедийность выбранного жанра, а возможно, тот факт, что показанная на сцене история действительно очень простая.

Собственно, все это уже где-то было: и юные влюбленные из двух непримиримых семей, и хлев, из которого пришло к человечеству спасение, и душа нерожденного младенца, что так недопустимо часто служит разменной монетой в вечной борьбе добра и зла. Эта вторичность, на первый взгляд, даже естественная — в мире действительно нет ничего такого, что не случалось бы уже некогда. Но навязчивое дежа–вю, которое возникло где-то посреди второго действия, почему-то не ассоциировалось в воображении ни с шекспировским, ни с библейским сюжетом. Скорее со старой сказкой на новый лад, где мораль зазвучала, как идеологический лозунг.Оно обрадовало слух, однако не согрело душу. И дело не только в том, что вчерашняя Свинья с невинным видом спрашивала у более осведомленного Пса, что такое река, корабли и «что такое плавают», а сегодняшний ангел уже профессорским тоном растолковывала страшное слово «аборт», как «искусственное прерывание беременности». А в том, что истину в театре хочется, прежде всего, выстрадать, выплакать, с болью пропустить через собственное сердце, а потом получить под занавес на блюдечке. Небо трудно вписать в формат агитки. Хотя время уже сама попытка приблизить его к зрителю, без сомнения, заслуживает уважения.Тем более, что герои спектакля ( Монтекки и Капулетти на украинский лад вместе с одухотворенными Кобылой, Коровой, Свиньей, Собакой и Петухом) через ожесточенный конфликт приходят к необходимости спасти душу нерожденного младенца за любую цену.

Идея единства мира, где за высокой копной сена уже начинается Небо, и в котором нет ничего такого, что касалось бы тебя лично, сработала в «Очень простой истории» на сто процентов. Но почему-то не задела за живое. И дело не только в том, что «суицидальная» душа не может отрастить ангельские крылья. А в том, что она, будучи чистым духом, почему-то не вызвала своим появлением на сцене никаких эмоций — ни сожаления по ушедшему в вечность, ни радости по жизни, которое вернулось.

https://krambud.com.ua/product-category/bitumnaya-cherepitsa/

Copyright © . All Rights Reserved