СКУЛЬПТУРНЫЙ ВЗРЫВ
До 15 марта в «Украинском доме» проходит большой скульптурный салон. Как говорит директор «Украинского дома» Наталья Заболотная, посетителей очень интригуют Пинзель, Роден и Архипенко, которых не каждый день и не каждый год можно увидеть. Но их никто не продает и не покупает. Следовательно, люди не поленятся подняться на третий этаж и «попробовать на зуб» современные скульптурные композиции. О некоторые имена будут говорить долго и будут перекупать их за большие деньги. Тем более, что скульптуре в Украине уделяют очень мало значения.Ее, как бы между прочим, экспонируют на выставках живописи, выставляют как пятое колесо к телеге в галереях. А тут целый большой салон...
Не набаловались в детстве При входе на третий этаж первым видишь огромное каменное яйцо Петра Антипа. Посмотрев десятки относительно малых скульптур Родена и Архипенко, рассматривать глиняные лепешки, из которых сделано «Каменную писанку», берусь не сразу. После высокого искусства классиков хочется развлечься, и пластичных игрушек, как оказалось, хватает. Притягивает, как магнитом, в деревянных разноцветных народных скульптур львовянина Романа Петрука. С десяток работ стоят кругом, создавая внутри хорошую ауру.К работам Петрука, в отличие от многих других в салоне, можно прикасаться, их хочется обнимать, что я успешно и сделала. Российский искусствовед Григорий Островский как-то заметил, что все, что делает Петрук — будто игра, потому что не наигрался в детстве. «Я так люблю древнее, что не могу перейти в современное, — рассказывает господин Роман о себе. — Народная скульптура меня формировала. Всегда говорю, что мое творчество, мои фантазии — из края детства. В дереве меня заинтересовала пластика, которая есть в самой его сути. Ее нужно только немного подправить.Дерево имеет свою кинетику, и кинетику того, как росло, развивалось и сохранялось, оно тоже записывает — и это можно вписать в историю жизни образа. Только не надо усердствовать слишком. Чтобы не «задушить» материал. Он должен так же жить, как и образ, который там вписан».
Зарядившись ранним детством, направилась к «подростковости». Я не любитель собирать роботов и играть в войну миров, но своего времени и этот период проходила. Поэтому старые пружины, винты, утюги, мясорубки, колесики, из которых смастерена техноскульптури и инсталляции, как говорится, зацепили. Андрей Северинко работает по принципу — обнажить сущность, чтобы было видно, из чего сделано и как. Он пытается совместить содержание, фактуру и форму в художественном впечатлении. «Кто чувствует глину, кто — то- пластилин, гипс или дерево. Любимый тот материал, который испытывают руки и с которого ты можешь создать форму.Я с детства лепил из глины. Но возник влечение к другому. Я не имел намерения делать техногенные вещи. Сложность работы с моими металлическими объектами заключается в том, что они создаются постепенно. С горы лома надо создать вещь, которая была бы образной и натолкнула на разные ощущения этого предмета», — говорит Северинко. Все вещи, из которых сделано «Капитана Ревеса», его корабль, «Потребителя воды», «В поисках мамы», Северинко розшуковував на свалке металлолома, на Сенном и Куреневском «блошиных» рынках. Впрочем, его работы не отпугивают, а заставляют думать.Например, чего стоит ожидать от металлических гангстеров из американских фильмов.
Без авантюры, с натуры и по 200 тысяч На одном из выгодных мест экспонируются работы светского и распиаренного Олега Пинчука. Его скульптуры напоминают мне фигурки, которые когда-то видела в серванте своей бабушки. Даже в салоне он имеет множество дел, звонков, разговоров о коллекционировании и современное искусство. По его утверждению, «современный художник — это провокатор, авантюрист, манипулятор. Он оперирует не духовными ценностями, а вечными категориями страха смерти, любви, ненависти. Главная цель здесь — самореализация и утверждение своего «я».
На протяжении четырех лет скульптор Леонид Козлов ходил на уроки балета, чтобы наблюдать, как балерины к концу занятия протягивают свои изящные ножки от смертельной усталости. «Не все так прекрасно в балете. Есть и противоположный бок. Вот поэтому моя балерина черная и понуро сидит», — объясняет Козлов. Евгений Деревянко не хочет усложнять себе работы фантазмами или многолетними наблюдениями за моделью. Он работает в проверенной веками форме — делает бронзовых мужчин и женщин, которые то кружатся в странноватом танце, то благодарно что-то или кого-то слушают.
Один художник как-то на досуге размышлял, почему в украинском искусстве так мало изображающие обнаженных женщин. И сам себе ответил: наверное, все через солнце. «У нас то мрачная осень и весна, то серая грязная зима, а сколько того лета, того солнца и желание все с себя сбросить. Вот хорошо было бы жить в Италии. Там с моделями ноу проблем», — объяснял он мне. У скульпторов, оказывается, проблем с натурщицами нет. Или, может, они часто бывают в краях, где много солнца?Деревянную «Русалку» и «Невесту» в костюме Евы изобразила Юлия Укадер, гипсового «Велеса» сделал Анатолий Кущ (кстати, на натуре из скульпторов он разбирается едва ли не лучше), Василий Корчевой работает с песчаником и творит из него обнаженных «Натуру» и «Алтарь Диониса».
Насмотревшись на скульптурные ню, все–таки возвращаюсь к каменной писанки, которую обошла в самом начале. «Ого, у вас тут столько интересного изображено. Жаль, что так мало света. Не все разглядишь», — говорю Петру Антипу. «У меня здесь 130 объектов. Это все символы — от Аратты, Триполье, Киевской Руси до казачества и современности. А рядом стоит хранительница, которая рождает Украину. Так что мы бессмертны. Работал над писанкой полтора года. Через нее можно увидеть автора, здесь все сказано о Антипа. Я ее ценю дорого. Продам за 200 тыс.долларов, но с переходного материала (глиняные лепешки) за четыре месяца сделаю ее бронзовой. Она будет суперовою. Кому-то повезет», — отвечает Антип из Донецка, и уже глазами ищет организаторов салона, чтобы поставили еще одну лампу возле его писанки.
Покупайте, потому что модно Наталья Заболотная говорит, что «Большой скульптурный салон 2008» оказался весьма плодотворным для скульпторов. «У многих уже есть заказы от частных лиц. Состоятельные люди строятся, хотят иметь качественные вещи в своем доме или саду. Модно иметь в коллекции подлинные вещи, работы с субъективным вкусом. В прошлом году мы выставляли произведения скульпторов за последние 15 лет, а сейчас некоторые живописцы не попали в рамки салона, потому не так быстро работают.
До завершения салона еще несколько дней, а мы уже имеем 30 заказов. Это работы стоимостью от двух тысяч до трехсот тысяч долларов. Наибольшим спросом пользуются Михаил Вертуозов, Алексей Владимиров, Василий Корчевой, Андрей Северинко, Юлий Синькевич и другие.
Есть коллекционеры, которые всю жизнь собирали антиквариат. На салон их заманили Роден и Архипенко. Когда же поднялись на третий этаж, не удержались купить что-то современное. Теперь подходят ко мне и говорят, что благодаря салону начали новую коллекцию современной скульптуры».