ШЕВЧЕНКО БЕЗ КОЖУХА
Молодой Тарас Шевченко смотрел с трех огромных плазм, что достаточно интеллигентно вписались в сцену Национальной оперы, на месте оркестровой ямы стояли три украшенные плетни, а в глубине сцены разместились штандарты Президента, его привычная трибуна и столики с обеих сторон. В понедельник в оперном театре отмечали 194–ю годовщину со дня рождения Тараса Шевченко и художникам вручали самую престижную государственную награду — Национальную премию имени Тараса Шевченко.Ежегодно Кобзарь в этот день нарывается на свою законную бочку елея с медом, тонет в кружевах лунких и пустых слов и, видимо, скучает на том свете солидарно со своими живыми поклонниками.
Года Божьего 2008–го преемственность такой невеселой традиции если не прекратилась — я не оптимист! — то, по крайней мере прервалась. Культуролог, шеф–редактор журнала «Украинский тиждень», автор фильма «Мой Шевченко» Юрий Макаров за час провел интеллектуальную экскурсию по виртуальному музею Кобзаря.Вечер назвали «Живописная Украина: реконструкция» и соединили городскую музыку XIX века и дальше вглубь, живописные произведения Шевченко–художника, профессиональных и вдумчивых музыкантов — Тарас Компаниченко, Нина Матвиенко, Роман Гринькив, «Пиккардийская терция», мужская хоровая капелла имени Ревуцкого, «Киевская камерата», технические возможности XXI века и скупой, лаконичный текст умника Макарова. И о чудо!Отряхнув шелуху фальшивых лозунгов и ярлыков, избавившись зацементированной посмертной маски народника и потребности презентовать себя исключительно в тулупе и свитке, вдохнув музыки, которую, возможно, сам когда-то слушал или пел, Шевченко предстал прогрессивным поэтом и художником XIX века, непослушным, контраверсионным, образованным, европейским — живым. Юрий Макаров акцентировал на 1843–м году, когда 29–летний мужчина, уже не крепостной, с дипломом художника, через 14 лет разлуки возвращается на родину. И за 8 месяцев пребывания делает серьезный выбор на всю жизнь — выбирает судьбу национального поэта.
Из уст Макарова прозвучало едва ли не важнейший вопрос всего современного шевченковедения: может, это у нас не хватает воображения увидеть его таким?! Хорошо, что ее хватило команде проекта, в котором, кроме Макарова (автор сценария), стоят такие фамилии, как Олесь Санин (режиссер видеомонтажа), Александр Щетинский (автор саундтрека), Сергей Проскурня (режиссер и автор стенографічної идеи), Наталья Клименко (шевченковед, директор Национального музея Тараса Шевченко — консультант).И вполне в духе не потребительского подхода к Шевченко была заявление лауреатки Шевченковской премии–2008 Веры Вовк об учреждении на средства премии Фонда, который присуджуватиме премии за лучший перевод иностранными условиями произведений современных украинских писателей.