ВОДИТЕЛЬ, РОЗГАНЯЙСЯ ДО 6,50!

На отечественных автозаправочных станциях вновь меняют ценники. Причем отнюдь не в сторону уменьшения. Процесс, как это традиционно случается, начался с южных и восточных областей. Еще 28-29 февраля в ценниках на большинстве крымских АЗС вместо 5.30 гривны за литр популярного «девяносто пятого» обыденно вписали 5,60. Вот и все! При этом слишком заинтересованных автолюбителей еще и «утешили»: за неделю–другую за эту же популярную марку придется выкладывать и все 6, если не больше, гривен.Местный антимонопольный комитет увидел в ситуации сговор: мол, «бензиновые короли» заблаговременно в традиционный способ начали готовиться к летнему сезону: сейчас поднимем немного, а потом еще чуть–чуть.

Эксперты же придерживаются несколько иного мнения. Исполнительный директор консалтинговой компании «Топливные альтернативы» Виталий Давий сказал «УМ», что рост цены бензина обусловлено очередным рекордом стоимости нефти: сейчас баррель стоит уже 104 доллара. «Бензин не дорожает разве что в Венесуэле, где на нем закреплена цена в пять центов. В тех же странах, где действуют рыночные отношения, сейчас наблюдается ажиотаж на рынке энергоресурсов, растут цены на топливо. Поэтому этот процесс логичен и в Украине».

С этим мнением соглашается и эксперт по энергетическим вопросам, член Международного энергетического клуба Александр Тодийчук. «Половину бензина от наших потребностей мы экспортируем, — рассказал он «УМ». — Причем почти семьдесят процентов всего экспорта поступает из России. В последнее время Российская Федерация значительно увеличила акцизы на нефть и нефтепродукты, стимулируя тем самым собственных производителей перерабатывать сырье на своей территории. Для нас такой шаг означает удорожание продукции».

Из шести отечественных нефтеперерабатывающих заводов работают только четыре. И те — не в полную силу. Подогревает кризис и ситуация на «Укрнафте» — сеть его заправок и до сих пор не работает. «Мы контролируем 16 процентов рынка Украины, — сообщили «УМ» в пресс–службе компании. — И наш вынужденный простой также влияет на ситуацию с ценами».

Эксперты единодушны: до конца марта меньше шести гривен бензин стоить не будет. В апреле может быть 6,50 и даже выше. «В нашей стране сейчас самые низкие цены на безин среди наших соседей, — говорит Александр Тодийчук. — Но гордиться этим не надо: отечественное топливо очень низкого качества. При этом рост продаж автомобилей на 60 процентов означает: люди готовы платить за топливо дороже. Производители уже понимают эту тенденцию и переходить на европейские стандарты, в том числе Евро–III».

Влиять на этот процесс можно, убеждены эксперты, но не радикально. К рыночным методам Александр Тодийчук относит строительство новых заводов. «Еще одно нефтеперерабатывающее предприятие в стране было бы не лишним», — считает он. Наибольшее искушение для правительства — пытаться влиять на цены административным путем. Такие действия могут вызвать настоящий кризис.

Подорожание топлива будет влиять на рост потребительских цен. А те, в свою очередь, будут разгонять инфляцию. Одна из первых реакций на ситуацию, предыдущая и сугубо частная, от директора крымского санатория «Золотой колос» Владимира Кулинича: в этом году за путевку придется выложить на десять процентов больше, чем в прошлом году.

сюда

Copyright © . All Rights Reserved