СЕРАЯ ТЕНЬ НА КАПОТЕ

За восемь месяцев прошлого года в Украину ввезли 23 тысячи «неофициальных» машин. Это почти втрое больше, чем в 2007 году. Бум на «серые» авто в нашей государстве большой — доля таких автомобилей возросло до семи процентов от общего числа всех, которые продают в отечественных автосалонах. А прибыль неофициальных дилеров может составлять более пятидесяти процентов. Сейчас между официальными дилерами и их не совсем законными коллегами разворачивается жаркая дискуссия на тему «Что выигрывает и что теряет покупатель, который участвует в «условно честной» схеме продажи автомобилей?».

«Мэйд ин сарай» «Серыми» обычно называют тех дилеров, которые не имеют прямых договоров с производителями о импорт и продажа их автомобилей на территории Украины, но все же продают. Основной козырь таких автосалонов — ниже, чем у конкурентов, цена. Достигается она разными путями. Один, самый простой, — это ввозить новые машины под видом разукомплектованных — прежде всего США и Объединенных Арабских Эмиратов. Этим путем в основном попадают к нам дорогие авто — разнообразные «Мерседесы» представительского класса, «Лексусы» и тому подобное. Перед растаможкой с машин снимают бампер, фары, сиденья.Такой нехитрый трюк позволяет снизить таможенную стоимость автомобиля в три–четыре раза. Известны случаи, когда новые машины таможенники в портах оценивали в три (!) тысячи долларов. Соответственно, с этой суммы платили ввозную пошлину и таможенные сборы. Говорят, что, пользуясь этой схемой, дилеры «сэкономили» на налогах только за один год почти три миллиарда долларов.

На автотрассе Одесса—Киев (дорога из порта на крупнейший рынок. — Авт.) еще недавно можно было увидеть автовозы новых японских легковых автомобилей без фар, бамперов, решеток радиаторов. Говорят, что почти восемьдесят процентов их пригоняли на заказ конкретных покупателей. Правоохранители сообщали, что в одном из портов нашли более двух тысяч таких автомобилей, которые готовили к растаможке как разукомплектованные.

Другая схема — так называемые «утопленники». Новехонькие машины продавцы выдают за пострадавшие от наводнения, но отремонтированные. Экспертные выводы при этом покупают или просто подделывают. Таможенная стоимость в этом случае даже ниже, чем разукомплектованного авто, поэтому такой подход для продавца является выгодным.

Сидит под пальмами Махмуд Али Впрочем существуют еще и другие пути уменьшить цену. Известно, что отпускные цены производителя на одну и ту же модель автомобиля для внешних рынков могут существенно различаться. При разработке стоимости берутся во внимание немало факторов: покупательная способность населения, таможенные ставки страны–потребителя, уровень экономического развития региона, перспективность рынка и тому подобное. Чтобы уменьшить свои расходы, «серые» дилеры широко используют возможности стран с благоприятными условиями для реэкспорта, свободными экономическими зонами.

«Серые» поставщики в частных разговорах утверждают, что больше всего автомобилей в настоящее время импортируют из ОАЭ. Операциям реэкспорта способствует либеральное торговое законодательство, отсутствие налогов, незначительные ввозные таможенные ставки, наличие свободной экономической зоны «Джебель Али». Благодаря своей сообразительности «серый» импортер может найти закупочну цену на 2,5—7 тыс. долларов ниже, чем официальному дилеру отпускает производитель. Что касается автомобилей премиум–класса, то здесь еще больший простор для маневра.Очевидно, именно поэтому покупатели дорогих машин часто делают выбор в пользу неофициальных дилеров, и большие деньги любят счет.

Плюс на минус дает... плюс И покупателя больше всего интересует, что он выигрывает, а что проигрывает, покупая авто, которое попало в нашу страну не слишком законно. Самый большой минус — поскольку большинство таких авто рассчитана на американский или ближневосточный рынок, то и приспособлены они к их условиям эксплуатации. А в этих странах и дороги лучше, и климат немного отличается. Поэтому в «арабов» обычно хуже антикоррозионная защита, слабая печка. И, пожалуй, главный козырь — проблемы с качественным сервисом и гарантией.

Оппоненты возражают: мол, перед реализацией ближневосточные варианты готовят в наших условиях достаточно старательно. Например, масло и другие жидкости боятся наших морозов — но после того, как авто ввезли в Украину «серые» дилеры сразу же их меняют. И еще один нюанс: поскольку жители южных стран через постоянную жару отдают предпочтение автомобилям со светлыми кузовом и салоном, именно такие машины больше поставляют на эти рынки.

Владельцы «серых» машин жалуются: большинство из них все-таки слишком низкие для наших дорог, такие машины не имеют «зимних» пакетов или пакетов плохих дорог», иногда на магистрали может срабатывать датчик превышения скорости, когда, по украинским правилам дорожного движения, водитель на самом деле ничего не нарушает. Приобретя такой автомобиль, стоит забыть о подогрев сидений и зеркал.

А услугу гарантийного обслуживания предоставляют, как и большинство крупных «серых» импортеров, которые имеют собственные станции технического обслуживания. С другой же стороны, далеко не каждый клиент нуждается в такой услуге — слишком дорого она обходится, ведь условия сохранения гарантии обычно очень жесткие.

К безпереречних преимуществам относят способность «серых» дилеров подобрать эксклюзивное авто или модель, которая не присутствует в официальных каталогах. Кроме выгодной цены, «серые» дилеры имеют и другие преимущества перед официальными импортерами. Так, в них никогда не бывает очередей на популярные модели — к сожалению, некоторые производители часто поставляют свою продукцию в Украину по остаточному принципу. К тому же в «сером» автосалоне большая вероятность купить автомобиль от оригинального производителя, а не собранный в третьей стране по лицензии.Поэтому, к примеру, Nissan от «серого» дилера — почти всегда японский, а вот у официального дилера он может быть... мексиканского производства. Правда, собранные в разных странах мира машины известных брендов не различаются по качеству, но у нас все же привыкли больше доверять японском.

«Серые» дилеры выигрывают у «официалов» и в оперативности — новые модели сначала появляются в их автосалонах. Последний яркий пример — Nissan Tiida, которая активно продается в Украине с начала лета, а официальные импортеры только в октябре начали принимать заявки на эту модель. Таким же образом складывалась ситуация и с продажей элитного Mercedes GL500.

Официальные дилеры утверждают: их «серые» коллеги торгуют бракованными автомобилями, а то и просто подделками. И за это, мол, у владельцев четырех колес появляются огромные проблемы с качеством своего средства передвижения. Полулегальные импортеры же возражают: мол, ни один мировой производитель не допустит такого обращения со своим брендом — все машины, несомненно, сходят с конвейеров только лицензированных заводов. Никакого подпольного автопроизводства в тех же Эмиратах или Сирии, откуда импортируют машины, нет и не может быть. Там привыкли уважать законы — шариат научил.

Правда, по стандартным условиям завода–производителя, официальные дилеры не могут продавать машины для эксплуатации за пределами оговоренной страны. Но, как видим, импортеры научились обходить преграды на пути к своему обогащению.

Все эти «за» и «против» хорошо известны официальным дилерам зарубежных автопроизводителей в Украине, а потому они и недолюбливают «серых» конкурентов, что путаются у них под ногами.

Закон святой! Но обойти его можно... Кабмин наконец заговорил о лицензировании автомобильных дилеров. Но возникает вопрос: под кого будут писаться условия получения лицензий? Ведь этим инструментом можно воспользоваться и для уничтожения конкурентов. И опять получится пшик, обман, манипуляция в чью-то пользу. Поскольку нелегальные каналы ввоза товаров из–за границы до сих пор никто не ликвидировал, и сейчас не очень верится, что это произойдет. Правда, бывший председатель Государственной таможенной службы Украины В.Егоров, после жесткой критики Президента Ющенко, в начале декабря уволил с должностей в таможенных органах 23 сотрудников, в том числе 10 человек руководящего состава, чтобы, как писала пресса, удержаться в своем кресле. Но не удержался.

Негде правды деть: кроме «Славут», наш автопром не способен выпустить какие-то автомобили. А от цивилизованного мира мы отгородились завышенными таможенными пошлинами и акцизами. В итоге — за качественные импортные автомобили платим ли не вдвое больше, чем в США или Европе. Зарплата же у нас, кажется, не выше ни американской, ни европейской.

С другой стороны, если в вопросе с разукомплектованием автомобилей проявить принципиальность, то придется закрыть автозаводы отечественных корпораций «Укравто» и «Богдан». Дело в том, что на них собирают автомобили из так называемых машинокомплектов. Относительно Вазов ни у кого особых возражений нет — на украинские заводы для первичного сбора поступают действительно большие узлы, упакованные в ящики. Другая ситуация с Chevrolet, Hyundai, KIA, которые попадают в Украину фактически разукомплектованные, а не в виде машинокомплектов.Даже во Всеукраинском объединении торговцев транспортными средствами признают, что упомянутые марки автомобилей сходят с конвейеров в Корее и Словакии вполне готовыми, и только потом с них снимают двигатели, коробки передач и колеса. В Украине эти узлы ставят на место.

ПОЧТИ ОФИЦИАЛЬНО Правительство наступает! Кабинет Министров планирует ликвидировать полулегальные схемы импорта автомобилей. Министерство финансов планирует обязать всех субъектов малого бизнеса платить НДС во время импорта товаров. Эксперты считают: если это постановление примут, никто из «серых» дилеров не сможет избежать этого налога. Как следствие, машины подорожают на пять–десять процентов.

УМЕЕТ ЖИТЬ ! Ну очень «серый» дилер! Неофициальными дилерами порой считают и откровенных контрабандистов, которые используют полулегальные схемы для растаможки автомобилей. Таких схем за историю украинской таможни было выявлено немало. Одна из них, что в последнее время приобрело огласку, — так называемое растаможивание «по Вощенко». Сейчас этот господин из Закарпатья — участник боевых действий, инвалид 2–й группы, — жалуется, что ГАИ затягивает с регистрацией 24 его новеньких Toyota Camry. Все автомобили прошли процедуру льготного растаможивания — таким образом Иван Вощенко сэкономил 1,8 млн. гривен.До этого инвалид из Закарпатья без никаких проблем воспользовался правом на льготную растаможку 80 дорогих иномарок.

разведение кроликов на мясо

Copyright © . All Rights Reserved