ЗЛО ЧЕРЕЗ ЛО
Режиссер Андрей Билоус имеет репутацию эдакого пилигрима столичного театрального пространства. Будучи владельцем престижной «прописки» в Киевском театре драмы и комедии, он не отказывает себе в удовольствии ставить спектакли на других сценических площадках («Влюбленная витівниця» в Тюзе, «Украденное счастье» и «Женщина в песках» в «Созвездии», «Риверсайд драйв» и «Навь» в театре «Ательє16»...) до недавнего времени одним из самых провокативных спектаклей в столичной театральной афише считали Білоусові «Опасные связи», которые Андрей поставил в Театре драмы и комедии на Левом берегу прошлого года.На днях режиссер выпустил «Лолиту», создав конкуренцию в провокационности себе же самому. Набоковську историю, неоднозначную и противоречивую, он едва втиснул в четыре часа сценического времени. Несмотря на такую растянутость, скучной этот спектакль назвать сложно — актеры отшлифовали своих героев до образцового состояния, диалоги звучали убедительно, мизансцены были выстроены грамотно, «с точностью до миллиметра». Но на протяжении всего спектакля не покидало ощущение, что чего–таки этой «Лолите» не хватало.
Самым главным неодухотвореним героем спектакля стал большой многофункциональный автомобиль. (Автор стенографического решения — Олег Лунев). Он — гардеробная и спальня, и кабинет и, собственно, средство передвижения, которым путешествуют Гумберт (Дмитрий Суржиков) и Лолита (Ольга Лукьяненко). Такая универсальная, перспективная, да что там, просто фантастическая чудо–машина может привезти своих пассажиров, скажем, в Эдем... Но Гумберта, Лолиту, ее маму Шарлотту (Леся Самаева) авто домчало до значительно менее привлекательного места назначения, за которым — смерть, безумие, разочарование, опустошение и преступление.Этот путь начинался из нелогичного любовь взрослого европейца в розкомплексованої тінейджерки Ло — он все думал, как к ней подступиться, облизывался, словно лис, сопел и страдал, а она потом взяла и сама его соблазнила. Продолжился вполне прогнозируемыми симпатиями Шарлотты до своего квартиранта — с годами женщины, даже очень религиозные, остро чувствуют одиночество и начинают проявлять инициативу в виде романтического ужина, соблазнительного белья, прозрачных и не очень намеков...
А потом нормальный путь закончился и начался крутой, густо усеянный выбоинами спуск. Такую дорогу преодолевают только люди с ясным умом и нормальной психикой, какими герои «Лолиты» точно не были. Ней, словно на американских горках, загрохотали Гумберт и Ло — напівбожевільну Шарлотту, которая нашла дневник своего мужа и узнала об истинных мотивах его женитьбы с ней, на то время уже похоронили. Дальше будет еще несколько смертей.Лолита сбежит от своего «папаши» и направится к бывшего приятеля своей матери мистера Куїлті (Николай Боклан), и «умерла», когда узнала, что он — не влюблен в нее роскошный мужчина, а просто извращенец. Свою девочку Гумберт найдет где-то на краю света, беременную, которая за мужа имеет глухого придурка, и «умрет», услышав от нее: «К нему бы я вернулась, но тебя — нет. Он разбил мое сердце, а ты — всего лишь моя жизнь».Умереть же в буквальном смысле этого слова режиссер заставил героя Николая Боклана — он очень долго и очень забавно бегал по сцене в трусах и халате, уклоняясь от пуль разъяренного и опустошенного Гумберта. Так долго, что особенно нетерпеливые зрители даже порывались выйти на сцену и помочь прикончить негодяя.
Спектакль в Белоуса вышла объемная, многогранная, тревожная. Ее можно сравнить с пощечиной или с разрядом электрошокера. Чего не хватило білоусівській «Лолите»? Как на меня, более четкой рекомендации режиссера относительно того, кого здесь следует оправдывать, а кого — осудить? Кто — жертва обстоятельств, а кто — создатель этих самых обстоятельств? Конечно, ответы на эти вопросы зритель должен найти самостоятельно. Но по завершении «Лолиты» эта задачка кажется не имеющей решения.Почему-то не хочется жалеть ни убийцу Гумберта, ни Лолиту, которая так трогательно играла мячом в виде земного шара и так пронзительно кричала, узнав о смерти матери. Ни саму Шарлотту, которая в этой истории, казалось бы, пострадала больше всего. Вот если бы эта милая женщина показала «фак» Гумбертові, как она это практиковала в своей водительской практике, выставила бы его за дверь ко всем чертям вместе с его чемоданами — то и дальше преспокойно ссорилась бы со своей Лолитой, шпетячи ее за плохие оценки и