Удивительно символичным является ситуация с трехсотлетним дубом в Чернигове. Оказывается, что от сохранения этого памятника природы напрямую зависит сохранение самого высокого в Европе подземной церкви святого Феодосия. Дуб своими корнями держит купол уникальной подземной достопримечательности сакральной архитектуры и акустического искусства. Когда старое дерево начало рассыпаться — над церковью нависла угроза: если дуб погибнет, его корни сгниет и через образованные в грунте «капилляры» до храма будет попадать вода, что крайне опасно. Поэтому дряхлого дуба старательно лечат и просят ученых помочь продлить жизнь дерева.
Синтез религии и экологии присутствует даже в народной примете, связанной с церковными праздниками преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы (14 сентября) и Сретения Господня (15 февраля). Считается, что от Семена до Сретения не должно быть грозы. Если же она случится — это признак неблагополучия в природе.
Молись, сын, за Корову (и других священных животных украинцев)
Поражает традиция украинцев первой на Пасху розговляти корову — специально освященным для нее в церкви горбушкой ржаного хлеба. А одна из старинных молитв нашего народа начинается словами «Дай, Боже, здоровья корове».
На Житомирщине белого аиста до сих пор называют буслом. Оказывается, Бусел — это божество из украинской мифологии, сын Буса. По легенде, Бусел перевоплотился в белого аиста и принес нашим предкам виноградную лозу с гроздью, чем спас их от голода. С тех пор эта красивая и благородная существо стала священной птицей украинцев. Интересно, что белый аист приобрел «священного статуса» и среди мусульман. По арабскому поверью, в этих птиц вселяются души тех мусульман, которые за свою жизнь ни разу не совершили предусмотренного Кораном паломничества в Мекку, к гробу пророка Магомета.Они вынуждены делать это уже после смерти в образе птиц. Поэтому каждый, кто убил аиста, считается убийцей.
А чего стоит культ ужа, что кое-где и до сих пор существует на Волыни. Эту незлобливу животное держать в доме, поят молочком, всячески оберегают... и верят, что от нее зависит семейное счастье и достаток.
Есть у украинцев и священные насекомые. Речь идет, конечно, о пчелах. Даже Виктор Ющенко в одном из своих интервью «Украине молодой» назвал пчеловодство напівдуховною сферой и вспомнил давние народные иконы, на которых слезы Иисуса Христа изображены в виде пчелок. На старинных украинских пасеках можно найти икону Зосимы и Савватия — святых покровителей пчел.
А вот за своих коней казаки молились святому Кононові. У украинцев совсем нет традиции употреблять в пищу конину. Ведь эти животные у нас испокон веков умирали собственной смертью — поднять нож на коня и ныне считается грехом даже среди самых опытных мясников.
Интересно, что в христианстве есть примеры того, когда животные ставятся в пример для подражания верующими. Вспомним крылатое изречение самого Иисуса, адресовано апостолам, о котором мы узнаем из Евангелия от Матфея: «Будьте мудры, как змии, и кроткі, как голуби» (Матф., 10: 16).
Животные были свидетелями и рождения Иисуса. Не на каждой иконе «Рождества Христова» можно увидеть вола и осла. Эти существа там отнюдь не «для мебели». Корни традиции изображать их рядом с божественным младенцем видят в пророчестве Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли хозяина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» (Ис., 1: 3).
Напиться водицы из священного колодца
Пожалуй, ничто не объединяет религию и экологию так сильно, как отношение к воде. Ведь чистый источник является одной из самых грандиозных и красивых трансрелігійних аллегорий. В то же время борьба за чистую воду является одной из крупнейших проблем современной экологии.
Целая череда водных объектов получила статус священных: вспомните колодец Иакова в Сихарі или источник Благовещения в Назарете. Не хватает таких памятников и в Украине — скажем, на территории Головчинського Спасо–Преображенского женского монастыря на Хмельнитчине особо почитается источник преподобного Онуфрия. Стоит упомянуть и икону Божьей Матери «Живоносный Источник», в честь которой в Одессе сейчас строится собор.
На территории Украины есть сотни колодцев, что получили в народе статус «священных». Огромный вклад в их изучение делает известный журналист–природоохранник Олег Листопад.
Преступление против окружающей среды — грех, который вопиет к Небу!
Сейчас в мире практическое сотрудничество религии и экологии является довольно мощным направлением. Религиозные организации инициируют и финансируют природоохранные программы, берут под свою опеку исчезающие виды флоры и фауны и тому подобное. К сожалению, в Украине широкая общественность еще мало информирован о подобном сотрудничестве. Наиболее активно этот пробел заполняет «Гуманитарный екологічєскій журнал» Киевского эколого–культурного центра, который возглавляет известный природоохранник Владимир Борейко.
Еще Папа Иоанн Павел II в своих размышлениях относительно окружающей среды приобщил преступление против окружающей среды до грехов, которые вопиют к Небу. То есть приравнял разрушение природы до умышленного убийства человека и других тяжких поступков. Недавно Ватикан официально утвердил этот тезис, включив загрязнения окружающей среды в перечень «смертных грехов».
В прошлом году украинские католики инициировали проведение в Ужгородской богословской академии имени блаженного священномученика Теодора Ромжи международной научной конференции «Церковь и окружающая среда: европейский опыт и украинские перспективы». К работе конференции присоединились представители разных религий и конфессий, а также ряд организаций, уже в своих названиях совмещают религиозную и экологическую составляющие: Католический экологический форум Европы, Европейская христианская енвайроментальна сеть, Международное социально–экологическое объединение «Ответственность за творение».Свое экологическое направление презентовала и Европейская епископская конференция. Такой интерес католиков к проблемам окружающей среды не является случайным. Ведь в «Компендиуме социального учения Церкви» есть раздел «Защита окружающей среды».
«Основы социальной концепции Украинской православной церкви» (так же как и «Основы (...) Русской православной церкви») содержат раздел «Церковь и проблемы экологии». А Патриарх Украинской православной церкви Киевского Патриархата Филарет называет экологическую проблему самой серьезной проблемой современного мира и призывает искать ее решение в духовном возрождении человеческой личности
подробнее