Первыми проповедь основателя древнейшей мировой религии услышали... олени

Модному ныне термину «экология» еще нет и полтора века — впервые его использовал немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Однако это отнюдь не означает, что до недавнего времени сохранением окружающей среды никто не занимался. На «доекологічному» этапе развития человечества едва ли не главной природоохранной институтом была церковь. Не потеряли такой функции религиозные организации и в современном мире. Религия и экология активно «сотрудничают» и сейчас. В частности, на днях Католическая церковь официально приобщила загрязнения окружающей среды в перечень «смертных грехов». А с чего все начиналось?

Звучит невероятно, но в мировых религиях — буддизме, христианстве и исламе — существует традиция проповедовать не только людям, но и животным!

Скажем, первую проповедь царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды, основателя древнейшей мировой религии — буддизма) про «четыре благородные истины» слушали семеро — пять учеников... и двое оленей.

Корни особых отношений с природой христианства достигает минимум третьего века, когда жил святой мученик Мамант. По преданию, возле его жилища собирались звери из окружающей пустыни и слушали чтение Святого Евангелия. Питался Мамант молоком диких коз и ланей. Когда же этого человека отдали на съедение хищным зверям, те не тронули его.

Подобное встречаем в старинной легенде о суфийскую святую Хазрат Рабий Басре (суфизм — мистическое течение в исламе (как шиизме, так и в сунізмі)). Эта женщина постоянно приходила на покрытую лесом гору помедитировать. Тем временем вокруг святой собирались все лесные звери и наслаждались ее обществом.

Святой Франциск Ассизский — небесный покровитель экологов

Основатель католического монашеского ордена миноритов (меньших братьев) Франциск Ассизский (жил в конце XII — начале XIII веков) пошел дальше: проповедовал не только птицам и зверям, но и растениям. Примечательно, что речь идет не о маргіналізованого чудака — Франциск Ассизский одна из ключевых фигур католической церкви. 1980 года за уважительное отношение к окружающей природной среде Ватикан признал его заместителем экологов.А в 1986 году на родине Франциска Ассизского, в итальянском городе Ассиз, по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) были собраны лидеры буддизма, христианства, индуизма, ислама и иудаизма, которые вместе с представителями природоохранных организаций учредили Альянс религий и защиты природы.

В православии Франциска Ассизского часто сравнивают с Серафимом Саровским, который также имел особое взаимопонимание с миром природы.

Евангелие... от орла, быка и льва

Религии — то же христианство — богатые животными и растительными аллегориями (эту тему в одной из своих публикаций основательно исследовал Дмитрий Степовик). Едва ли не самой известной из них является голубь как аллегория Святого Духа. А также рыба как аллегория раннего христианства: в те времена крещеных через погружения в воду людей называли именно рыбами, по-гречески «ихтис». К тому же, «ихтис» есть еще и аббревиатурой: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Не удивляйтесь, когда увидите на старинной иконе... пеликана — это необычайно красивая аллегория Иисуса Христа. По легенде, во время засухи упомянутый птица разрывает клювом грудь и спасает своих птенцов собственной кровью. Интересно, что сюжет этот распространился как в православной, так и в католической традиции. В частности, он присутствовал на иконостасе Успенского собора Киево–Печерской лавры.

Не каждому из нас приходилось видеть изображения оленя, что направляется к источнику — это аллегория духовной жажды, пути к Богу. Стоит отметить, что елене в этом материале упоминаются уже во второй раз: впервые в рассказе о зарождении буддизма — сейчас в контексте христианства. Что это — случайность, или, может, разные религии не такие уж и разные?

Интересно, что три из четырех Евангелий (а вместе с ними и соответствующие евангелисты) имеют животные аллегории. Орел является аллегорией Евангелия от Иоанна. Вич — Евангелие от Луки. А лев — Евангелия от Марка. Кстати, царя зверей с нимбом над головой изображен на гербе Венеции. Ведь евангелист Марк — покровитель этого города, сердцем которого является площадь Святого Марка со знаменитым Собором святого Марка на ней.

Относительно растительных аллегорий, то в христианстве это прежде всего виноградная гроздь — символ евхаристической кровной жертвы (по случаю присмотритесь в церкви до резьбы на иконостасе — там часто можно увидеть именно виноград), и пальмовая ветвь — символ победы над смертью.

далее

Copyright © . All Rights Reserved