Получение лицензии ФСБ на криптографию самостоятельно или с профессионалами?
Любая организация, которая планирует использовать криптографические средства защиты, рано или поздно столкнется с проблемой получения лицензии на шифрование от ФСБ. Многие руководители сталкиваются с трудным выбором, когда речь заходит об этом вопросе. Вы хотите получить лицензию и сэкономить деньги или хотите, чтобы за вас лицензия ФСБ на криптографию была получена экспертом и вы просто заплатили за услугу, сэкономив время и увеличив ваши шансы получить доступ к важным документам?
Вполне возможно получить эти правила самостоятельно, если у вас есть желание и время разобраться в них. Однако многие детали известны только специалистам. В противном случае процесс согласования будет более длительным и, в худшем случае, в выдаче лицензии будет отказано. Вы не сможете вернуть свое время и деньги.
Мы дадим вам беспристрастный анализ процесса лицензирования, расскажем о трудностях, с которыми сталкивались наши клиенты, и позволим вам самим решить, стоит ли обращаться за лицензией или лучше воспользоваться услугами юридической фирмы.
Если вы сами подаете заявление на лицензию ФСБ на криптографию, вам следует сначала ознакомиться с требованиями к потенциальным лицензиатам. У ФСБ есть требования к помещениям, персоналу, документации и конфиденциальности.
Традиционно процесс получения лицензии делится на следующие этапы:
- Подготовка документов
- Подготовка помещений
- Поиск персонала
- Прохождение проверки.
Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Подготовка документов
Важным этапом в процессе внедрения является подготовка внутренних рабочих документов. Сюда входят правила, обязанности и рекомендации по работе.
2. Подготовка помещений
Объект должен иметь рабочую зону для специалистов, как это определено в правилах. Должны быть сплошные металлические двери. Если окна (или аварийные выходы) находятся на последнем или первом этаже здания, необходимо установить металлические шторы. В помещении должен быть сейф для хранения важных документов и система сигнализации.
3. Поиск персонала
Вам следует нанимать сотрудников с опытом лицензирования и высшим образованием в области информационной безопасности. Как видите, кандидаты часто не соответствуют ни одному из этих критериев.
Если у вас есть сотрудники, которые по своему образованию и опыту подходят для работы по лицензированию, вам повезло. Если вы не можете их найти, вы можете воспользоваться услугами хедхантеров, спросить коллег по отрасли или даже найти их у конкурентов. Но даже в Москве таких специалистов мало. В регионах существует реальная нехватка рабочих рук.
Многие организации стараются набрать квалифицированный персонал. Люди из других регионов также могут приехать, чтобы получить эту лицензию. Стоимость этой услуги составляет 50 000 рублей на человека.
4. Прохождение проверки
После выполнения всех требований оплачивается государственная пошлина и копия документа направляется в ГФС России. Положение о поддержке предоставления услуг устанавливает срок в 45 рабочих дней. В течение этого времени вы будете направлены для проведения инспекции на месте. Инспектор будет ходить, осматриваться, выборочно проверять внутренние документы и задавать вопросы сотрудникам.
Если все было сделано правильно, документы могут быть переданы сразу после проверки.
Трудности при самостоятельном обращении за лицензией
Хотя алгоритм получения лицензии понятен и доступен в Интернете, как уже говорилось выше, ключ к разгадке - в деталях. По нашему опыту, у наших клиентов возникало множество проблем.
Не было потрачено достаточно времени. Они были повторно представлены юридической фирмой, которая хочет, чтобы их услуги стоили 75 000 руб. Неопределенность финансовых затрат оказывает дополнительное давление на владельцев бизнеса и ставит под угрозу непрерывность их деятельности.
Самостоятельная регистрация может занять в разы больше времени, чем работа с профессионалом. В дополнение к затратам времени, вы можете обнаружить, что "урезаете" зарплату сотрудникам, чей опыт и подготовка не совпадают.